Николай Ге. Тайная вечеря
Николай Ге (1831–1894)
Тайная вечеря. 1866
Уменьшенное повторение одноименной картины (1863, Государственный Русский музей)
Холст, масло
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музеев (собрание Козьмы Солдатёнкова). 1925
Картина из собрания Третьяковской галереи, исполненная по заказу коллекционера К.Т. Солдатёнкова в 1866 году, является уменьшенным повторением «Тайной вечери» 1863 года, хранящейся в ГРМ. Первоначальное полотно, написанное во время пенсионерской поездки в Италию, экспонировалось на академической выставке в Санкт-Петербурге осенью 1863 года. Картина вызвала такую неоднозначную реакцию и волну споров, какой не было со времени появления грандиозных полотен «Последний день Помпеи» (1833, ГРМ) К.П. Брюллова или «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837 — 1857, ГТГ) А.А. Иванова.
«Тайная вечеря» раздражала новизной живописной концепции, своеобразным идейным замыслом и, главное, непохожестью на традиционную иконографию Священной истории. Современный зритель XXI века вправе спросить: в чем состояло новаторство художника? Почему именно эта картина собрала такое большое количество публики на выставке 1863 года, вызвала обостренную реакцию и столь много отзывов в прессе? Ведь именно за эту живописную работу Н.Н. Ге был удостоен звания профессора, минуя звание академика, — достаточно редкий случай в истории Академии художеств. «Тайная вечеря» была приобретена за 10 000 рублей серебром Министерством императорского двора. Картина свидетельствовала об открытии нового талантливого мастера русского искусства XIX века.
«Тайная вечеря» была задумана Ге во время пребывания за границей, периода увлеченных поисков собственного художественного языка. Во Флоренции, читая Евангелие и сочинение Д.Ф. Штрауса «Жизнь Иисуса», он увидел в этом сюжете не столько очевидное «присутствие драмы», сколько психологический конфликт двух личностей. Вопреки каноническому тексту Евангелия, перед нами пугающий раскол единомышленников, принципиальное разногласие двух мировоззрений. «При слове «Тайная вечеря», — писал критик Н.Д. Ахшарумов, — всякий невольно воображает себе длинный стол в просторном покое, за которым сидят на стульях 12 апостолов по шести с каждой стороны, а в середине Христос, спокойный, невозмутимый, без всякого признака страсти на светлом лице. Затем удивление на лице Петра и печать низких предательских замыслов на рыжей фигуре Иуды».
Ге ломает привычную иконографию «Тайной вечери», тем самым всячески нарушает смысловую иерархию и трансформирует идейное содержание произведения.
Продолжение истории читайте в издании к выставке «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова»
Книгу можно приобрести в музейном магазине или заказать онлайн в интернет-магазине