Третьяковка без Третьякова
После кончины Павла Михайловича Третьякова Галерея не просто лишилась своего попечителя, она осиротела. В 1896 году составляя завещание Павел Михайлович решил позаботиться о судьбе своего детища
После кончины П.М.Третьякова Галерея не просто лишилась своего попечителя, она осиротела. В 1896 году составляя завещание Павел Михайлович решил позаботиться о судьбе своего детища. Третьяков завещал внести в Московскую городскую думу «…150 000 рублей для употребления процентов на ремонт Галереи, 125 000 рублей на приобретение на проценты с этой суммы живописных и скульптурных художественных произведений для пополнения коллекций».
Зная, что средств, выделяемых Московской городской думой, недостаточно для полноценного существования Галереи, ставшей к тому времени крупнейшим собранием произведений русского искусства, Третьяков рассчитывал, что завещанные деньги будут и впредь работать на благо русского искусства. Кроме того, Галерее было завещаны иконы и недвижимое имущество: «Дом в Лаврушинском переулке, рядом с домом, принадлежащим городу, бывший Степанова, передать в собственность города для присоединения к дому, где находится Художественная галерея».
Завещание П.М.Третьякова было составлено с формальными нарушениями и вступило в силу лишь в августе 1899 года, после личного вмешательства императора Николая II. Московская городская дума в июне 1899 года утвердила «Положение об управлении Городской художественной галереей Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», по которому музей должен был возглавить коллегиальный орган – Совет Галереи . В первый совет вошли – городской голова князь В.М.Голицын (попечитель), дочь П.М.Третьякова А.П.Боткина, художник В.А.Серов, коллекционер и художник И.С.Остроухов, коллекционер И.Е.Цветков. Хранителем Галереи назначили Е.М.Хруслова. В 1900–1901 годах жилой дом Третьяковых был целиком перестроен под музейные нужды, в 1902–1904 году по проекту В.М.Васнецова выполнен новый фасад, ставший на многие годы эмблемой Третьяковской галереи.
Пополнение коллекции первое время было затруднено разногласиями внутри Совета, но с избранием в 1905 году попечителем Галереи И.С.Остроухова стали регулярно приобретаться лучшие произведения, как старых русских мастеров, так и представителей новых течений. Остроухов писал: «Следует первое время быть поспокойнее и поразборчивее. За Павла Михайловича была многолетняя репутация, почти авторитет и собственные средства… Мы не имеем права увлекаться…» Многие картины были приобретены с выставок объединений «Мир искусства», Союз русских художников, «Голубая роза». Была открыта экспозиция икон из домашнего собрания П.М.Третьякова, поступивших в Галерею также по его завещанию.
На первом этаже здания была устроена небольшая публичная библиотека по искусству из личных книг П.М.Третьякова. В 1910 году Галерея получила по завещанию предпринимателя, коллекционера и мецената М.А.Морозова картины из его собрания, среди которых были полотна французских импрессионистов К.Моне, Э.Мане, О.Ренуара, К.Писсаро, Э.Дега и других художников.
В 1913 году попечителем Галереи стал известный художник и историк искусства И.Э.Грабарь. В новый Совет галереи кроме него вошли старшая дочь П.М.Третьякова В.П.Зилоти, архитектор Р.И.Клейн, коллекционеры А.П.Ланговой и князь С.А.Щербатов. Хранителем Галереи был назначен Н.Н.Черногубов. В это время в жизни Галереи произошли крупные перемены, начался «период реформ Грабаря». Решено было перестроить всю экспозицию по научному принципу, на уровне крупнейших европейских музеев, чтобы, по словам Грабаря, «раскрылась в строгой последовательности эволюция искусства и чтобы при этом посетитель с наименьшей затратой времени и энергии мог получить наиболее ясное представление о содержании данного музея». В соответствии с этим принципом картины каждого художника должны были находиться в одном зале, все художественные произведения планировалось разместить в строго хронологической последовательности, начиная с древнерусской живописи и кончая произведениями современных художников. Впервые началось составление полного научного описания всего собрания, его фотографирование; были вынуты из рам и обмерены все картины. Эта работа позволила уточнить авторов многих произведений, местами изменив датировку и атрибуцию. Была создана постоянно действующая реставрационная мастерская. Изменение экспозиции и научное изучение собрания нашли отражение в новом каталоге, изданном в 1917 году под редакцией И.Э.Грабаря.
Реформы в Галерее, особенно перевеска картин, вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Раздавались голоса протеста против изменения экспозиции, составленной еще самим Павлом Михайловичем Третьяковым. Но передовая художественная общественность поддержала Грабаря и одобрила его усилия сделать Галерею крупнейшим современным художественным музеем.
Революция 1917 года не сразу изменила облик Галереи, которая была национализирована в июне 1918 года. Попечителю И.Э.Грабарю пришлось на время превратиться из научного руководителя в снабженца и сосредоточить внимание не только на сохранность коллекции Третьяковской галереи, но и поступавших в музей на временное хранение многих художественных собраний, которым грозило разграбление и уничтожение в это нелегкое время.