Реконструкция Галереи
Реконструкция предусматривала создание крупного музейного комплекса, включающего хранилища, обширное выставочное помещение, конференц-зал и переоборудование старого здания при сохранении его исторически сложившегося внешнего облика
Грандиозная реконструкция здания Третьяковской галереи, расположенного в Лаврушинском переулке, началась вскоре после вступления в должность директора Юрия Константиновича Королева (1929–1992), возглавившего музей в 1980 году. Реконструкция предусматривала создание крупного музейного комплекса, включающего хранилища, обширное выставочное помещение, конференц-зал и переоборудование старого здания при сохранении его исторически сложившегося внешнего облика. За успешное выполнение этого задания в 1995 году Ю.К.Королев (посмертно) и авторский коллектив были удостоены Государственной премии Российской Федерации.
В январе 1986 года Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке закрылась для посетителей. В 1985 году Государственная картинная галерея СССР, располагавшаяся на Крымском Валу, фонды которой формировались из произведений художников XX столетия, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс с сохранением исторического названия – «Государственная Третьяковская галерея».
В здание на Крымском Валу для хранения и экспонирования перевезли произведения живописи, графики и скульптуры, созданные после 1917 года.
История постройки выставочного комплекса на Крымском Валу такова. Постановление о строительстве нового здания Третьяковской галереи на этом месте было принято в 1956 году, когда отмечалось 100-летие Галереи. Место было выбрано напротив Центрального парка культуры и отдыха имени А.М.Горького, на берегу Москвы-реки, недалеко от Кремля и исторического дома в Голутвине, где в 1832 году родился П.М.Третьяков. Намечалось закончить стройку в 1961 году и полностью перевести сюда все коллекции Галереи. Но в 1959 году решением правительства проектируемое здание было закреплено за созданной в это время Государственной картинной галереей СССР. В 1962 году последовало объединение Картинной галереи СССР и Выставочных залов Союза художников (ныне Центральный Дом художника). Проект, выполненный архитектурной мастерской имени И.В.Жолтовского (архитекторы Ю.Шевердяев, Н.Сукоян, М.Круглов и др.), был утвержден в 1962 году. Строительство здания на Крымском Валу было завершено только в конце 1970-х годов.
Гигантские выставочные площади (более 12 тысяч квадратных метров), анфилады просторных залов, предусматривающие разнообразные трансформации площадей и объемов для развески, единое пространство вестибюля, лестничных маршей и антресолей, огромные окна, открывающие эффектные панорамы на Кремль, Москву-реку и парк – все это таило интересные экспозиционные возможности. Закрытие основного здания Галереи в Лаврушинском переулке «переадресовало» посетителей в помещение на Крымском Валу. Перед зрителями открывалась широкая картина творческого наследия отечественных мастеров, работавших в 1920–1960-е годы.
Строительные работы в Лаврушинском переулке были начаты в 1983 году.
Через два года введен в строй депозитарий – хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году приступили к реконструкции основного здания. Произведения, находившиеся в экспозиции и запасниках, были перевезены либо в специально оборудованный депозитарий, либо в здание на Крымском Валу. Авторы проекта реконструкции старого здания Галереи (архитекторы И.М.Виноградский, Г.В. Астафьев, Б.А. Климов и др.) своей главной задачей считали сохранение исторически сложившегося ансамбля «Третьяковки». В центре комплекса – основной дом и так называемый «щусевский корпус», расширенные за счет застройки двух внутренних дворов. В этих зданиях разместилась основная экспозиция.
В 1989 году был построен еще один новый корпус, сооруженный с южной стороны основного здания. Он предназначался для выставочных залов, конференц-зала, информационно-вычислительного центра, детской изостудии, а также большой части инженерных систем и служб, поэтому и получил название «Инженерный корпус».
Принципиальной особенностью проекта стало включение в музейный ансамбль памятника архитектуры XVII века – храма Святителя Николая в Толмачах. Ныне он восстановлен, освящен и действует в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее; в 1999 году сюда перенесена икона «Богоматерь Владимирская», особо почитаемая православными верующими России.
В 1986 году к Государственный Третьяковской галерее на правах отделов был присоединен ряд московских музеев мемориального характера – Дом-музей П.Д Корина, Дом-музей В.М.Васнецова, Музей-квартира А.М.Васнецова, Музей-мастерская А.С.Голубкиной. В связи с этим Третьяковская галерея получила новый статус и стала именоваться «Всесоюзное (с 1994 года – Всероссийское) музейное объединение “Государственная Третьяковская галерея”».
Несмотря на проводившуюся в течение длительного времени реконструкцию, выставочная деятельность не прекращалась. Большой интерес вызвала выставка произведений из собрания Арманда Хаммера (1986); администрации Галереи пришлось организовать особый повременной график для ее просмотра. В 1987 году открылась выставка произведений Д.Г.Левицкого, организованная Третьяковской галереей и Русским музеем при поддержке других музеев СССР. Затем прошла серия выставок произведений мастеров начала XX века и русского авангарда – В.В.Кандинского, К.С.Малевича (обе – 1989), Л.С.Поповой, А.С.Голубкиной, П.Н.Филонова, Эль Лисицкого (1990), «Марк Шагал в России», «Русский модерн», «Другое искусство» (все – 1991). В последнее десятилетие прошедшего века в стенах Галереи прошли выставки – «С.И.Мамонтов и русская художественная культура», произведений А.И.Куинжди, В.В.Верещагина (обе – 1992), «Великая утопия. 1915–1932. Русский авангард» (1993), произведений В.Е.Татлина, И.Е.Репина, В.Д.Поленова (все – 1994).