Отечественная война. Третьяковская галерея в Москве и в Сибири
С первых недель Великой Отечественной войны в Государственной Третьяковской галерее была развернута колоссальная работа по эвакуации и демонтажу экспозиции. 4 июля началась упаковка в ящики особо ценных произведений «первой категории»
С первых недель Великой Отечественной войны в Государственной Третьяковской галерее была развернута колоссальная работа по эвакуации и демонтажу экспозиции. Впервые за историю музея в кратчайший срок все картины были сняты со стен, вынуты из рам и освобождены от подрамников. Большие полотна накатывали на валы, заключали в металлическую оболочку, запаивали и упаковывали в ящики с хорошей изоляцией. 4 июля началась упаковка в ящики особо ценных произведений «первой категории».
В середине лета с Казанского вокзала в Новосибирск отправился эшелон не только с экспонатами Третьяковской галереи (первой очереди), но и Государственного музея нового западного искусства, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Музея восточных культур. Сопровождали груз сотрудники разных музеев. Отвечал за весь груз директор Третьяковской галереи А.И.Замошкин. В Новосибирске музейные фонды разместили в недостроенном здании Оперного театра, преобразовав их в филиал Государственной Третьяковской галереи. Директором назначили А.И.Замошкина. Началась ответственная хранительская работа: круглосуточные дежурства в хранилищах, обходы, контрольные вскрытия ящиков, обследования произведений.
В середине лета с Казанского вокзала в Новосибирск отправился эшелон не только с экспонатами Третьяковской галереи (первой очереди), но и Государственного музея нового западного искусства, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Музея восточных культур. Сопровождали груз сотрудники разных музеев. Отвечал за весь груз директор Третьяковской галереи А.И.Замошкин. В Новосибирске музейные фонды разместили в недостроенном здании Оперного театра, преобразовав их в филиал Государственной Третьяковской галереи. Директором назначили А.И.Замошкина. Началась ответственная хранительская работа: круглосуточные дежурства в хранилищах, обходы, контрольные вскрытия ящиков, обследования произведений.
В конце июля – начале августа 1941 года усилились бомбардировки Москвы. В ночь с 11 на 12 августа две фугасные бомбы обрушились на здание Третьяковской галереи. Рухнуло межэтажное перекрытие верхнего зала № 6 и нижнего № 49, в нескольких местах был разрушен стеклянный потолок. Вышли из строя отопительная и вентиляционная системы. Несколько месяцев спустя в ночь с 12 на 13 ноября на территорию Галереи упала еще одна фугасная бомба. Был разрушен двухэтажный жилой дом сотрудников, пострадал музейный гараж. Попадание бомб в Галерею ускорило отправку в тыл второй очереди художественных произведений. В середине августа огромная баржа с экспонатами отплыла от Речного вокзала Москвы и почти сразу же попала в зону воздушного боя. Поврежденную крышу баржи починили только в Горьком (ныне Нижний Новгород), где на борт была взята художественная коллекция Русского музея. Далее маршрут лежал вверх по Каме к месту назначения – городу Молотову (ныне Пермь), где в картинной галерее предполагалось поместить эвакуированные произведения. Груз сопровождали старший научный сотрудник Третьяковской галереи М.М.Колпакчи и реставратор И.В.Овчинников. До конца эвакуации они самостоятельно несли ответственность за фонды музея, считаясь хранителями филиала ГТГ, большая часть экспонатов которой находилась в Новосибирске.
Здание в Лаврушинском переулке опустело. В первые дни войны многие сотрудники Галереи ушли служить в армию или в народное ополчение. В связи с эвакуацией фондов, штат сотрудников значительно сократили; к зиме 1942 года числилось не более тридцати человек. В залах было холодно, гулял ветер, в щели залетал снег. В таких условиях становилось крайне тяжело хранить экспонаты. В ноябре 1941 года состоялась третья очередь вывоза художественных произведений в Новосибирск. Сопровождала груз С.И.Битюцкая, вскоре назначенная главным хранителем филиала ГТГ.
К началу 1942 года в Оперном театре Новосибирска было сосредоточено огромное количество художественных и культурных ценностей. Прибыли экспонаты из музеев Ленинграда, Горького, Смоленска и других городов; переправлены эвакуированные в начале в Абакан, произведения из музеев Украины. Туда же поступила и страшно изуродованная, вывезенная в последнюю минуту из Севастополя, знаменитая панорама Ф.А.Рубо, посвященная героической защите города от англо-французской интервенции во время Крымской войны (1853–1856).
В сентябре 1942 года состоялась четвертая, завершающая очередь эвакуации художественных произведений Третьяковской галереи из Москвы.
В Москве небольшой коллектив сотрудников Третьяковской галереи во главе с заместителем директора С.И.Прониным и главным хранителем Е.В.Сильверсван продолжал хранить несколько тысяч экспонатов на протяжении 1941–1943 годов, а также художественные рамы и подрамники от вывезенных картин. Уже к концу тяжелого 1941 года началась подготовка выставки «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны»; она проходила летом в залах Государственного музея изобразительного искусства им. А.С.Пушкина.
В 1942 году началось восстановление здания Галереи. В отремонтированных залах открыли первую всесоюзную выставку «Великая Отечественная война». В том же году отметили большую дату в жизни Галереи – 50-летие со дня передачи П.М.Третьяковым своей коллекции городу Москве. В течение 1942–1944 годов продолжали ремонт Галереи. За это время в ее залах было устроено девять выставок. Самой значительной явилась всесоюзная выставка «Героический фронт и тыл». Летом 1944 года торжественно отметили столетие со дня рождения И.Е.Репина.
Выставочная деятельность филиала ГТГ в Новосибирске имела свои особенности. За неимением достаточного места приходилось устраивать выставки в разных помещениях. Наиболее значительная выставка «Лучшие произведения советского изобразительного искусства» открылась в мае 1942 года в зале заседаний Новосибирского горсовета. Осенью открыли выставку «Русское реалистическое искусство ХVIII–ХХ веков»; впервые на сибирской земле были показаны художественные произведения из основного собрания Третьяковской галереи. В общей сложности с конца 1941 года по осень 1944 одним только филиалом Третьяковской галереи было организовано около 20 выставок. В течение всех четырех военных лет сотрудники Третьяковской галереи читали лекции в агитпунктах, на вокзалах, в воинских частях, госпиталях, школах в Москве, Новосибирске, Томске, Соликамске, Красноярске, Молотове (ныне Пермь).
Не прекращалась научно-исследовательская деятельность. Многие сотрудники защитили кандидатские диссертации, хотя ежедневная работа требовала огромного напряжения.
Война уходила на запад. С 1943 года вывезенные коллекции готовили к возвращению в Москву. 9 октября 1944 года вышел приказ о реэвакуации. Уникальные грузы из Новосибирска и Молотова вернулись в Лаврушинский переулок. Благодаря усилиям сотрудников Галереи сокровища русского искусства были сохранены. Комиссия в составе представителей Комитета по искусству, ведущих реставраторов и искусствоведов пришла к выводу, что все экспонаты находятся в отличном состоянии. Спустя неделю после окончания Великой Отечественной войны 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галереи была вновь открыта. С раннего утра огромная толпа заполонила Лаврушинский переулок. На торжество были приглашены военные, дипломаты, ведущие ученые, писатели, артисты и художники. Радость и гордость переполняла сердца участников этого события. После возвращения из эвакуации Государственная Третьяковская галерея оказалась первой среди центральных музеев, распахнувшей свои двери перед благодарной публикой.