Новая Третьяковка
Объединение Государственной Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, закрытие основного здания Третьяковки в Лаврушинском переулке почти на десятилетие сделало здание на Крымском Валу единственной экспозиционной площадью музея
История здания Новой Третьяковки стала своеобразным отражением истории страны: на берегу Москвы-реки у Крымского моста планировались, в зависимости от запросов времени, различные сооружения. Изначально, в 1920-е годы, предполагалось расположить на этом месте систему парков и часть сельскохозяйственной выставки. Позднее - в 1930 году - на том же участке проектировалось строительство Дворца искусств. Но в 1936 году из Ленинграда в Москву переехала Академия наук СССР, что поставило перед архитекторами вопрос о создании в столице крупного научно-организационного центра, отвечающего значению Академии наук в жизни страны. Был проведен архитектурный конкурс, в котором приняли участие ведущие советские архитекторы. Лучшим признали проект, выполненный под руководством А.В.Щусева. В 1938 году по личному предложению И.В.Сталина было принято решение возводить главное здание Академии наук СССР именно у Крымского моста - в непосредственной близости от центра города. Строительство началось в 1939 году, но было приостановлено в военные годы, а затем выведено на Воробьевы горы.
В начале 1950-х от академика архитектуры И.В.Жолтовского поступило предложение выстроить на этом месте новый Дом Союзов. В декабре 1956 года в ознаменование 100-летия Третьяковской галереи было принято решение о строительстве нового здания музея, куда предполагалось перевести все коллекции Галереи. Место постройки, расположенное недалеко от дома в Голутвине, где в 1832 году родился основатель Галереи П.М.Третьяков, представлялось удачным. Но в 1959 году решением правительства проектируемое здание было закреплено за вновь созданной Государственной картинной галереей СССР. Новый проект, выполненный в мастерской имени И.В.Жолтовского (архитекторы Ю.Н.Шевердяев, Н.П.Сукоян и другие), был утвержден в 1964 году. Строительство, начатое в 1965 году, превратилось в типичный советский долгострой: оно было окончательно завершено лишь в 1983 году. Здание, задуманное как продолжение ансамбля Нескучного сада и Центрального парка культуры и отдыха им. А.М.Горького в сторону Кремля, было решено как крупномасштабный парковый павильон, ориентированный на набережную Москвы-реки. Отсюда его относительно небольшая высота и значительная протяженность вдоль набережной, сквозная колоннада, проходящая по всему периметру первого этажа. Гигантские выставочные площади (более 12 тысяч кв. метров), несколько протяженных анфилад, большие залы, предусматривающие возможности разнообразных пространственных трансформаций, единое сквозное решение вестибюля и лестничных маршей, огромные окна, открывающие эффектные панорамы на Кремль, Москву-реку и парк - все это таило интересные экспозиционные возможности.
В начале 1950-х от академика архитектуры И.В.Жолтовского поступило предложение выстроить на этом месте новый Дом Союзов. В декабре 1956 года в ознаменование 100-летия Третьяковской галереи было принято решение о строительстве нового здания музея, куда предполагалось перевести все коллекции Галереи. Место постройки, расположенное недалеко от дома в Голутвине, где в 1832 году родился основатель Галереи П.М.Третьяков, представлялось удачным. Но в 1959 году решением правительства проектируемое здание было закреплено за вновь созданной Государственной картинной галереей СССР. Новый проект, выполненный в мастерской имени И.В.Жолтовского (архитекторы Ю.Н.Шевердяев, Н.П.Сукоян и другие), был утвержден в 1964 году. Строительство, начатое в 1965 году, превратилось в типичный советский долгострой: оно было окончательно завершено лишь в 1983 году. Здание, задуманное как продолжение ансамбля Нескучного сада и Центрального парка культуры и отдыха им. А.М.Горького в сторону Кремля, было решено как крупномасштабный парковый павильон, ориентированный на набережную Москвы-реки. Отсюда его относительно небольшая высота и значительная протяженность вдоль набережной, сквозная колоннада, проходящая по всему периметру первого этажа. Гигантские выставочные площади (более 12 тысяч кв. метров), несколько протяженных анфилад, большие залы, предусматривающие возможности разнообразных пространственных трансформаций, единое сквозное решение вестибюля и лестничных маршей, огромные окна, открывающие эффектные панорамы на Кремль, Москву-реку и парк - все это таило интересные экспозиционные возможности.
Объединение Государственной Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, закрытие основного здания Третьяковки в Лаврушинском переулке почти на десятилетие сделало здание на Крымском Валу единственной экспозиционной площадью музея. Основная экспозиция в нем представила зрителям широкую картину творческого наследия отечественных мастеров, работавших в 1920-1960-е годы. Кроме того, в залах развернулась интенсивная выставочная деятельность.
Ныне в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу открыта экспозиция искусства XX века, в нем проходят разнообразные по тематике выставки, реализуются оригинальные проекты, устраиваются мастер-классы с известными современными художниками в рамках деятельности Клуба современного искусства, читаются лекции, проводятся творческие вечера, концерты и конференции.