Музейная жизнь в послевоенные десятилетия
17 мая 1945 года Третьяковская галерея вновь открылась для посетителей. В экспозиции было представлено более двух с половиной тысяч произведений
17 мая 1945 года Третьяковская галерея вновь открылась для посетителей. В экспозиции было представлено более двух с половиной тысяч произведений. Наиболее значительными событиями жизни Галереи послевоенного десятилетия стали всесоюзные выставки произведений советских художников (1946, 1947, 1949 –1952, 1954) и монографические экспозиции работ знаменитых русских мастеров XVIII–XIX веков – А.К.Саврасова, А.В.Венецианова (обе – 1947), И.И.Шишкина (1948), К.П.Брюллова (1949), П.А.Федотова (1952), Ф.И.Шубина (1954), А.И.Иванова (1956) и других. Галерея возобновила практику военного времени – организацию передвижных выставок, комплектовавшихся из произведений, хранящихся в запасниках, и демонстрацию их в городах Российской Федерации и прибалтийских республик.
Были завершены и вышли в свет публикации, подводившие итоги многолетней работе по систематизации и изучению коллекций живописи и скульптуры, а также некоторых разделов графики. Характерной чертой научной жизни тех лет явилось издание архивных материалов. Прежде всего следует вспомнить об издании переписки П.М.Третьякова с художниками и воспоминаний А.П.Боткиной «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве».
В 1956 году Галерея отметила свое столетие. Итоги деятельности музея были подведены в сборнике статей сотрудников «Сто лет Третьяковской галереи», вышедшем в 1959 году под редакцией директора Галереи П.И.Лебедева.
В годы «оттепели» гораздо больший размах, чем до войны, приобретает выставочная работа. Если в 1930-е годы это были в основном выставки-монографии мастеров второй половины XIX века, то теперь диапазон выставок чрезвычайно расширился; состоялись выставки произведений И.Е.Репина (1957–1958), И.И.Левитана (1960), К.С.Петрова-Водкина (1966), К.А.Сомова (1970), А.Н.Бенуа (1970–1971), Н.Н.Ге (1970–1971), Ф.А.Васильева (1975), М.В.Добужинского (1975), И.И.Шишкина (1982), В.Г.Перова (1984–1985) и ряда других художников. В 1960 году с большим успехом прошла выставка «Андрей Рублев и его время», посвященная 600-летнему юбилею Андрея Рублева. Впоследствии публике были представлены экспозиции «Северные письма» (1964), «Ростово-Суздальская школа живописи» (1966–1967), «Живопись домонгольской Руси» (1974).
Серьезная исследовательская работа продолжалась и в изучении творчества живописцев XVIII – первой половины XIX веков. Настоящим открытием для публики и научного сообщества стали выставки «Портрет петровского времени» (1973, совместно с Государственным Русским музеем) и «Неизвестные и забытые портретисты XVIII – начала XIX веков» (1975). В 1971–1972 годах к 100-летнему юбилею Товарищества передвижных художественных выставок были созданы экспозиции «Первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок 1871–1872 годов. Реконструкция», «Передвижники в Государственной Третьяковской галерее» и др.
Были завершены и вышли в свет публикации, подводившие итоги многолетней работе по систематизации и изучению коллекций живописи и скульптуры, а также некоторых разделов графики. Характерной чертой научной жизни тех лет явилось издание архивных материалов. Прежде всего следует вспомнить об издании переписки П.М.Третьякова с художниками и воспоминаний А.П.Боткиной «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве».
В 1956 году Галерея отметила свое столетие. Итоги деятельности музея были подведены в сборнике статей сотрудников «Сто лет Третьяковской галереи», вышедшем в 1959 году под редакцией директора Галереи П.И.Лебедева.
В годы «оттепели» гораздо больший размах, чем до войны, приобретает выставочная работа. Если в 1930-е годы это были в основном выставки-монографии мастеров второй половины XIX века, то теперь диапазон выставок чрезвычайно расширился; состоялись выставки произведений И.Е.Репина (1957–1958), И.И.Левитана (1960), К.С.Петрова-Водкина (1966), К.А.Сомова (1970), А.Н.Бенуа (1970–1971), Н.Н.Ге (1970–1971), Ф.А.Васильева (1975), М.В.Добужинского (1975), И.И.Шишкина (1982), В.Г.Перова (1984–1985) и ряда других художников. В 1960 году с большим успехом прошла выставка «Андрей Рублев и его время», посвященная 600-летнему юбилею Андрея Рублева. Впоследствии публике были представлены экспозиции «Северные письма» (1964), «Ростово-Суздальская школа живописи» (1966–1967), «Живопись домонгольской Руси» (1974).
Серьезная исследовательская работа продолжалась и в изучении творчества живописцев XVIII – первой половины XIX веков. Настоящим открытием для публики и научного сообщества стали выставки «Портрет петровского времени» (1973, совместно с Государственным Русским музеем) и «Неизвестные и забытые портретисты XVIII – начала XIX веков» (1975). В 1971–1972 годах к 100-летнему юбилею Товарищества передвижных художественных выставок были созданы экспозиции «Первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок 1871–1872 годов. Реконструкция», «Передвижники в Государственной Третьяковской галерее» и др.
Значительным событием художественной жизни 1960–1970-х годов стала выставка произведений послереволюционного десятилетия, отражавшая все многообразие творческих направлений. Были показаны работы мастеров Общества художников-станковистов (ОСТ), группы «4 искусства», Союза русских художников, объединений «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет», а также масштабные выставки-исследования – «Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции» (1967), «Русская акварель конца XVIII – начала XX веков» (1966–1967), «Автопортрет в русском и советском искусстве» (1976–1977), «Интерьер в творчестве русских и советских художников XIV–XX веков» (1980–1981).
В 1950–1970-е годы Галерея получила в дар несколько коллекций высокого художественного достоинства. Невозможно перечислить всех дарителей, упомянем лишь некоторых. Ленинградский коллекционер Казимира Константиновна Басевич в 1961 году подарила Галерее замечательные работы А.Н.Бенуа, П.В.Кузнецова, К.С.Петрова-Водкина, Н.К.Рериха, М.С.Сарьяна. В числе подаренных музею произведений находилась знаменитая картина К.С.Петрова-Водкина «Купание красного коня» (1912). Георгий Дионисович Костаки в 1977 году передал Галерее большую коллекцию, включающую произведения, ставшие ныне знаковыми, в их числе «Портрет М.В.Матюшина» (1913) работы К.С.Малевича, полотно «Суд народа» (1934), созданное С.Б.Никритиным, картины «Головы. Симфония Шостаковича» (1927) П.Н.Филонова и «Ландыши» (1916) М.З.Шагала. Известный живописец и график Татьяна Алексеевна Маврина принесла в дар Галерее коллекцию икон, а также свою работу «Портрет А.Ф.Сафроновой с дочерью» (1938).
Всемирно известная арфистка, народная артистка СССР, профессор Московской консерватории Вера Георгиевна Дулова завещала Третьяковской галерее лучшие картины и рисунки своего собрания (всего 58 произведений). Среди них – «Домик в провинции. Весна» (1878) А.К.Саврасова. В Галерею поступили дореволюционная и советская графика из коллекции профессора А.А.Сидорова, собрание икон П.Д.Корина, панно М.А.Врубеля «Принцесса Греза» из хранилищ Большого театра (поступило в 1956) и многие другие замечательные произведения.