Московская городская дума избрала попечителем Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря
В это время в жизни Галереи произошли крупные перемены, начался «период реформ Грабаря»
В 1913 году попечителем Галереи стал известный художник и историк искусства И.Э.Грабарь. В новый Совет галереи кроме него вошли старшая дочь П.М.Третьякова В.П.Зилоти, архитектор Р.И.Клейн, коллекционеры А.П.Ланговой и князь С.А.Щербатов. Хранителем Галереи был назначен Н.Н.Черногубов. В это время в жизни Галереи произошли крупные перемены, начался «период реформ Грабаря». Решено было перестроить всю экспозицию по научному принципу, на уровне крупнейших европейских музеев, чтобы, по словам Грабаря, «раскрылась в строгой последовательности эволюция искусства и чтобы при этом посетитель с наименьшей затратой времени и энергии мог получить наиболее ясное представление о содержании данного музея». В соответствии с этим принципом картины каждого художника должны были находиться в одном зале, все художественные произведения планировалось разместить в строго хронологической последовательности, начиная с древнерусской живописи и кончая произведениями современных художников. Впервые началось составление полного научного описания всего собрания, его фотографирование; были вынуты из рам и обмерены все картины. Эта работа позволила уточнить авторов многих произведений, местами изменив датировку и атрибуцию. Была создана постоянно действующая реставрационная мастерская. Изменение экспозиции и научное изучение собрания нашли отражение в новом каталоге, изданном в 1917 году под редакцией И.Э.Грабаря.
Реформы в Галерее, особенно перевеска картин, вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Раздавались голоса протеста против изменения экспозиции, составленной еще самим Павлом Михайловичем Третьяковым. Но передовая художественная общественность поддержала Грабаря и одобрила его усилия сделать Галерею крупнейшим современным художественным музеем.
Революция 1917 года не сразу изменила облик Галереи, которая была национализирована в июне 1918 года. Попечителю И.Э.Грабарю пришлось на время превратиться из научного руководителя в снабженца и сосредоточить внимание не только на сохранность коллекции Третьяковской галереи, но и поступавших в музей на временное хранение многих художественных собраний, которым грозило разграбление и уничтожение в это нелегкое время.