Приглашаем в Музей-квартиру А.М. Васнецова на творческую встречу «Город-PRоспекты памяти» из цикла «Город» Подробнее
Выставка

Зарайские сфинксы

Музей-мастерская А.С. Голубкиной
03 марта 31 августа
А.С.Голубкина. Укротитель. 1925
Алебастр. Третьяковская галерея
А.С.Голубкина. Укротитель. 1925
Алебастр. Третьяковская галерея

Выставка знакомит зрителей с мифологическим направлением в творчестве А.С.Голубкиной (1864–1927), особенно ярко проявившемся в период жизни скульптора в Зарайске с 1904 по 1910 годы.

Тематическая группа произведений, получившая название «Зарайские сфинксы», стала следствием увлечения Голубкиной культурой древнего Востока и его искусством, в частности, скульптурой Египта и Ассирии. Это, в свою очередь, совпало с более широким общественным явлением XIX, а затем и XX века — повсеместной заинтересованностью историей и художественными стилями, которые стали основой романтизма, историзма и модерна.

«Женщина в платке» (гипс и камень) — центральный экспонат выставки. Скульптура создана в Зарайске, когда художница, не имея мастерской в Москве, подолгу жила в родном городе. Там же Голубкина выполнила целый ряд произведений, объединенных мифологией сфинкса, тайного знания, мудрости, обретения смысла жизни, хранения и передачи культурной традиции.

Черты поразивших воображение Голубкиной древних мифологических существ парадоксально совмещаются с обликом жителей русской провинции, что позволяет истолковывать пластические образы не только как видения исчезнувших цивилизаций, но и как размышления скульптора о проблемах современности. В постоянно изменяющемся ракурсе зрительского восприятия темы вечного и сиюминутного бытия, попеременно выступая в роли основного текста и контекста, проясняют и обогащают друг друга.

Работа «Старая» (бронза) является фиксацией натурных наблюдений скульптора. Она интересна как психологический этюд, ставший точкой отсчета в создании одноименного символического образа в мраморе. Сравнение натурного этюда и скульптуры дает представление о том, какую трансформацию претерпевают реальные впечатления при создании символических образов. 

Портрет Н.Я. Симонович-Ефимовой и портрет-символ «Нина», по авторскому замыслу, связаны с древнеегипетской тематикой. Голубкина говорила Нине Симонович, что видит в ее облике сказительницу, изрекающую пророчества, и что хотела бы «перетолочь» ее образ с образом сфинкса, чтобы получить искомые портретные черты. 

Портрет Нины Алексеевой, зарайской землячки Голубкиной, — еще один пример преломления образов искусства Древнего Египта в творчестве русского мастера. Скульптура "Нина» композицией и силуэтом напоминает знаменитую Нефертити.

В «Укротителе» сквозь облик человека угадываются приметы зверя, что сближает образ с мифологическими персонажами, а черты ассирийского воина придают скульптуре восточный колорит. Это редкое, если не единственное, произведение 1920-х годов, в котором Голубкина возвращается к раннему увлечению мифологией. 

 

Информационная поддержка



Программа к выставке

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×