В последние дни работы выставки "Сказание о граде Свияжске" - бесплатный вход для индивидуальных посетителей Подробнее
Выставка

Восковая пластика Фёдора Толстого

Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10, зал № 12
27 февраля 05 июня
Толстой Ф.П. Автопортрет с семьёй. 1812. Воск на стекле
Государственная Третьяковская галерея
Толстой Ф.П. Пир женихов Пенелопы.1814.Воск на аспидном сланце
Государственная Третьяковская галерея

Выставка в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники»


Третьяковская галерея представляет камерную выставку произведений восковой скульптуры, выполненных графом Фёдором Петровичем Толстым (1783–1873), мастером эпохи романтизма. В экспозиции демонстрируются рельеф «Автопортрет с семьей» и композиции на тему поэмы Гомера «Одиссея». Они особенно бережно хранятся в фондах и редко экспонируются в залах музея, так как скульптура из воска уникальна и из-за хрупкости материала подвержена риску разрушения.

Художественное наследие Ф.П.Толстого чрезвычайно разнообразно: это рисунки, акварели, гравюры, медали, скульптура, картины, эскизы декораций. Но главным своим призванием художник считал медальерное и скульптурное искусство. Особенно ярко он проявил себя в восковой пластике, в совершенстве овладев сложной техникой и продемонстрировав большое мастерство. Его произведения способствовали тому, что в обществе стали по-новому смотреть на работы, выполненные в воске, и оценивать их как самостоятельные произведения высокого художественного уровня, а не как подготовительную стадию процесса перевода скульптуры в гипс или металл.

Над каждым сюжетом Ф.Толстой работал кропотливо, порой по нескольку месяцев, нанося слой за слоем расплавленный и слегка подкрашенный в розовый цвет воск на аспидную доску. Выбор основы не был случайным. Аспид — черный твердый сланец — был особенно популярен в XIX веке и использовался как доска для письма. Ф.Толстой увидел новые возможности, которые давал этот материал: живописный контраст черного и светлого цветов помогал выявить глубину пространства. Используя тончайшие градации в высоте рельефа, скульптор добивался сложного, многопланового решения композиции.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×