Приём детей в студию в Лаврушинском переулке будет проводиться 22 и 23 сентября, в субботу и воскресенье, с 11.00 до 16.00 Подробнее
Выставка

Валерий Кошляков. Романский Пленник… или такелажные работы

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 38
09 июня 16 сентября
Ночной фонтан в Риме. 1992
Гофрокартон, темпера, акварель, соус. Третьяковская галерея
Битва львов с леопардом. 1991
Гофрокартон, темпера. Третьяковская галерея
Венеция. Большая лагуна. 1991
Гофрокартон, темпера, гуашь. Третьяковская галерея
Рим. Капитолий. 1992
Гофрокартон, темпера, гуашь. Третьяковская галерея

«…Романский пленник…» — спецпроект, организованный в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники», которая дает возможность показать редко выставляемые произведения и существенно дополнить постоянные экспозиции музея разных периодов. 

На этот раз свой проект представляет отдел новейших течений, в фондах которого хранится более 10 000 музейных предметов. Это произведения, по большей части выполненные в нетрадиционных техниках и материалах, сложные в хранении и экспонировании. Поэтому каждый показ экспонатов из этой части фондов Галереи — значительное событие и большая работа для кураторов и хранителей.

Валерий Кошляков (р. 1962) — живописец, график, автор инсталляций, один из наиболее ярких представителей поколения художников, взошедших на арт-сцену на волне «перестройки» в конце 1980-х годов. В коллекции музея хранится довольно репрезентативный корпус произведений Кошлякова — около 70 живописных композиций, графических работ, инсталляций (всего 240 единиц хранения). Но после 1990-х годов его произведения на гофрокартоне почти не показывались в Третьяковской галерее, а некоторые вообще не покидали запасник. Отчасти это связано с особой, хрупкой техникой масштабных композиций, выполненных темперой, гуашью, акварелью, соусом, углем на рваных, склеенных скотчем упаковочных ящиках из гофрокартона. «Руинированность» живописи — важнейший пластический прием Кошлякова, который существенно обогащает образный и смысловой строй работ. Художник обратился к нему в начале 1990-х. По словам Кошлякова, взгляд зрителя должен взаимодействовать с «живой» поверхностью: «матовой, фресковой, которая утрачена, а потом опять записана».

Для спецпроекта «…Романский пленник…» решено достать из запасников и представить публике часть произведений этого важнейшего современного мастера. Спецпроект, размещенный в узловом зале музея, продолжает ряд постоянной экспозиции искусства конца ХХ века и предваряет выставку «Искусство 2000-х».

Несмотря на небольшой состав (восемь крупноформатных произведений), «…Романский пленник…» — это мощный по живописной энергетике и выразительности художественного высказывания показ. Большие композиции состоят из множества фрагментов (в экспозиции 72 музейных предмета), которые внимательно и бережно собраны на плоскости и создают очень убедительный образ римских площадей, античных руин, набережных и каналов Венеции. Произведения в основном посвящены наследию «классической» Италии, которое до середины 2000-х, пока художник не побывал там, оставалось для Кошлякова только грезой. «Италия, как и остальная классика, являлась важным источником для моей темы. Главным являлось то, что она была полностью книжной, а не этюдной с натуры, что и повлияло на мой изобразительный язык. В Италию впервые я попал только через 12 лет [после создания первых работ на эту тему], и конечно, реальное не имело ничего общего с теми черно-белыми картинками в книгах, которые я любил из-за того, что они порождали особенный мир во мне и давали свободу домыслам и фантазиям».

Темы реальности и наваждения, грезы о Красоте — важнейшие в творчестве Кошлякова. Работа художника с «бросовым» материалом, вторсырьем, обращает зрителя к одному из главных со времен Средневековья мотивов в европейской живописи — “vanitas”, суеты сует, бренности бытия.

В экспозиции представлены работы «Венеция. Большая лагуна» (1991), «Битва львов с леопардом» (1991), «Рим. Капитолий» (1992), «Ночной фонтан в Риме» (1992), «Капитель» (1992), «Голова лошади» (1992), «Колоннада» (1991–1993), «Рейхстаг» (1994). Они были созданы в легендарных художественных мастерских в «доме на Трёхпрудном», чердак которого стал для художника и важным экспозиционным пространством. Именно из мастерской в Трёхпрудном переулке работы на картоне были переданы автором Андрею Ерофееву — куратору первой государственной коллекции современного искусства, которая в начале 2000-х стала частью собрания Третьяковской галереи. Вторая группа живописных композиций подарена автором музею в 2012 году.

Имя спецпроекту дало название первой серьезной статьи о творчестве Валерия Кошлякова, написанной Сергеем Епихиным и Александрой Обуховой для каталога, изданного в 1992 году Галереей Марата Гельмана. Зрителям спецпроекта предлагается возможность увидеть произведения художника в сопровождении точного и глубокого комментария из этой статьи. 



Валерий Кошляков родился в Сальске Ростовской области; в 1983–1988 годах учился в Ростовском художественном училище им. М.Б. Грекова; работал в театре художником сцены, что отчасти сказалось на его художественном методе; с 1988 по 1990 год был членом «Товарищества „Искусство или смерть“». В 1989-м Кошляков переехал в Москву и вместе с А. Тер-Оганьяном создал «Галерею на Трёхпрудном», где выставлялся как индивидуально, так и в соавторстве с В. Дубосарским. В настоящее время Валерий Кошляков является одним из наиболее известных и востребованных русских художников. Он регулярно выставляется в музеях и галереях Европы и США, является участником биеннале в Венеции, Сан-Паулу, Нью-Йорке, Москве. Работы Кошлякова представлены в коллекциях крупнейших музеев мира и в частных собраниях.


Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×