Приглашаем в Музей-квартиру А.М. Васнецова на творческую встречу «Город-PRоспекты памяти» из цикла «Город» Подробнее
Выставка

Сохраненные святыни Москвы ушедшей

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 3 этаж
08 сентября 2017 21 января 2018
Икона в окладе «Спас Смоленский» в киоте-складне. XVII в.
Третьяковская Галерея
Евангелие напрестольное. 1698 год. Москва
Третьяковская Галерея
Дарохранительница. Середина XVIII в.
Третьяковская Галерея
Тарель. 1723 год
Третьяковская Галерея

Специальный проект в рамках выставки «Москва сквозь века».

Второй проект трилогии выставок о Москве, открывающихся осенью в Третьяковской галерее, является уникальным. Впервые экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства из фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Третьяковской галереи — одного из самых закрытых для широкой публики запасников музея. Камерная экспозиция объединяет 30 произведений церковного искусства XVI–XIX веков из 17-ти разрушенных московских церквей.

Формирование фонда «Сокровищницы» осуществлялось в общем русле комплектования собрания произведений древнерусского искусства. В его начало легли иконы в драгоценных окладах, приобретенные П.М. Третьяковым в 1890-х годах. На сегодняшний день фонд насчитывает более 1000 единиц хранения: иконы в серебряных и золотых окладах, церковная утварь и светская посуда из серебра, шитые ризы икон с драгоценными камнями и жемчугом, портретная миниатюра в драгоценных оправах, произведения декоративно-прикладного искусства.

Основную часть экспозиции составляют предметы церковного обихода, помещавшиеся в алтарях храмов: дарохранительница; напрестольные Евангелия в разнообразно декорированных окладах; вкладные напрестольные кресты, обложенные позолоченным серебром и драгоценными камнями; богослужебный комплект, состоящий из потира, дискоса, звездицы, тарели и лжицы, которые использовались в церковной практике на литургии. Этот ряд дополняют живописные эмали в фигурных серебряных обрамлениях со стразами, которые ранее являлись частью украшения напрестольного Евангелия. В состав выставки включены также 9 икон в серебряных позолоченных окладах. Одна из них, икона Богоматери Казанской, имеет шитую ризу с рубинами и изумрудами в кастах. Две иконы — «Спас Смоленский» и «Святитель Николай Чудотворец» в драгоценных чеканных ризах вложены внутрь киотов-складней, как особо почитаемые святыни.

Все эти памятники древнерусского искусства, столь разнообразные по составу, объединяет общая судьба — они являются свидетелями и участниками горьких событий: разорения и уничтожения церквей, в которых предметы бытовали на протяжении столетий. Художественный облик всех произведений, представленных на выставке, восстановлен усилиями реставраторов Третьяковской галереи. Трудом специалистов по металлу подготовлены к экспозиции

драгоценные оклады предметов церковного обихода, художники-реставраторы произвели раскрытие древнерусской живописи. Памятники представлены в их первоначальном виде в драгоценных уборах, за исключением иконы Богоматери Елеуса из церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице, оклад которой демонтирован и укреплен на отдельном щите. В данном случае возобладала музейная традиция сделать доступной очень ценную для исследователей и знатоков искусства авторскую надпись на нижнем поле иконы, открывающей имя художника.

Полнота восприятия культурных ценностей невозможна без знания их происхождения, истории. Для произведений древности, пребывавших в сакральном пространстве, характерна внутренняя связь с общим ансамблем храмового интерьера. Поэтому каждый предмет соотнесен с историей архитектурного памятника в целом. В связи с этим этикетки к каждому предмету сопровождаются историческими справками, которые дают краткие сведения о церкви, в которой некогда находился сохраненный в музее памятник, а мультимедийная программа позволяет увидеть их облик, запечатленный на архивных фотографиях.

Впервые обнародуются результаты многолетних научных изысканий куратора выставки по установлению происхождения памятников, представленных в экспозиции. Это 17 разрушенных московских церквей: Кремль — усыпальница великого князя Сергея Александровича; Белый город — церковь Тихона Амафунтского на Арбатской площади, церковь Бориса и Глеба там же, церковь Николая Чудотворца в Хлынове, церковь Николая Чудотворца в Гнездниках, церковь Вознесения в Варсонофьевском переулке, Алексеевский монастырь; Земляной город — церковь Грузинской Богоматери, что на Воронцовом поле, церковь архидиакона Стефана за Яузой (на Швивой горке), церковь Покрова в Левшине; Замоскворечье — церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой улице, церковь Иоакима и Анны на Якиманке; Территория между Садовым кольцом и границами города 1917 года — Скорбящинский монастырь, Симонов монастырь, церковь Успения на Апухтинке, церковь Неопалимой купины близ Девичьего поля, что в новой Конюшенной слободе; Подмосковье — церковь Успения в Витенево.

К выставке подготовлен иллюстрированный научный каталог. Систематизация предметов в нем произведена по признаку местоположения храмов, где находились святыни. Поэтому основой структурного построения издания стали исторические районы столицы.

Партнеры


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×