Выставки

Пора перемен. Графика 1860-х годов из собрания Третьяковской галереи


Третьяковская галерея
25 мая — 04 ноября


Проект продолжает цикл «Художник и время», посвященный истории русского рисунка XVIII — начала ХХ века. Прошедшие ранее выставки цикла «Рисунок XVIII века», «Рисунок эпохи романтизма» и «Конец прекрасной эпохи» позволили проследить процесс формирования и развития русской рисовальной школы, а также познакомить посетителей с крупными именами в русском искусстве, многообразием графических техник и главными тенденциями в рисунке XVIII — первой половины XIX столетия. 




Новая экспозиция посвящена одному из поворотных моментов в истории изобразительного искусства. Она представляет процессы, происходившие в графике на протяжении десятилетия между «бунтом 14-ти», созданием Санкт-Петербургской Артели художников и первой выставкой нового объединения — Товарищества передвижных художественных выставок. Это время поиска, когда происходит сложнейший процесс смены художественных формаций, переоценка жанров и видов графики.

Литературная и общественная мысль сыграли огромную роль в формировании новых идеалов и новой художественной модели. «Прекрасное есть жизнь» — этот вектор был задан в магистерской диссертации Н.Г.Чернышевского. Иной взгляд представлен в критической статье Ф.М. Достоевского, посвященной выставке в Императорской Академии художеств 1861 года. В этой статье писатель исследует причины несоответствия академической системы образования требованиям современности. На выставке «Пора перемен» экспонируются графические эскизы к живописным произведениям, представленным на выставке 1861 года, вызвавшей к жизни блестящее искусствоведческое эссе великого писателя. Идеологический спор между Достоевским и Чернышевским определил художественный нерв эпохи — соотношение красоты и полезности, эстетической и этической составляющей искусства.

Сатирическая графика — основная нить, связывающая 1860-е годы с предыдущей эпохой. Возникшая в 1840-е годы, она вслед за литературой меняла акценты — на смену иронии приходят беспощадность и гротеск. Графика в периодической печати, адресованная широкому кругу зрителей-читателей, получила неведомую ранее силу звучания и воздействия. На выставке представлены оригинальные и литографированные рисунки П.М.Шмелькова, А.И.Лебедева, В.Г.Перова, позволяющие оценить мастерство как художников-рисовальщиков, так и техническое совершенство печатной графики.

Графика, в силу особенностей техники, всегда чутко реагирует на вызовы времени, в рисунках отрабатываются новые приемы и темы. Работа с сюжетом, повествовательность, отличающие жанр иллюстрации, во многом повлияли на графику станковую, а обращение ее к злободневности и повседневности опережало аналогичные тенденции в живописи. Представленный на выставке круг любимых тем в изобразительном искусстве 1860-х годов убедительно демонстрирует и новизну сюжетов, и преемственность на этом пути от П.А.Федотова до В.Г.Перова.

«В 1863 году разразился громовой удар, и атмосфера русского искусства очистилась», — написал В.В.Стасов о произошедшем в стенах Императорской Академии художеств «бунте 14-ти» — скандальном отказе лучших выпускников Академии, возглавляемых И.Н. Крамским, от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию Академии. Осознание творческой независимости породило всплеск интереса к фигуре самого художника — появилось большое количество портретов и автопортретов. В экспозицию введены и оригинальные фотографические портреты членов Артели — документальные свидетельства эпохи и важный элемент в формировании нового пластического языка, в частности графического портрета. На выставке представлены и образцы того официального искусства, против которого выступали участники бунта, — итальянские пейзажи, жанровые композиции, натурные штудии.

Экспозиция «Пора перемен» открывает выставочный проект Третьяковской галереи, который будет посвящен исследованию основополагающего для русской культуры художественного направления — искусству передвижников. Он включает в себя графические сменные экспозиции из фондов ГТГ, которые представят публике наименее известную часть наследия художников-передвижников — рисунки и акварели. Завершением проекта станет грандиозная выставка, которая позволит собрать вместе лучшие живописные работы этих художников из российских музеев и дать исчерпывающий и многоплановый образ этого без сомнения самого важного и самобытного явления в русском изобразительном искусстве второй половины XIX века.



Пора перемен.jpg