Приглашаем в Музей-квартиру А.М. Васнецова на творческую встречу «Город-PRоспекты памяти» из цикла «Город» Подробнее
Выставка

Пейзажи Виктора Васнецова

Дом-музей В.М.Васнецова, Переулок Васнецова, 13
18 мая 17 сентября
В.М. Васнецов. В окрестностях Абрамцева. 1890-е. Этюд
Картон, масло, 37 × 48,5. Дом-музей В.М. Васнецова
В.М. Васнецов. Пруд в Ахтырке. 1880
Этюд к картине «Аленушка» (1881, Третьяковская галерея). Холст на картоне, масло. 32 × 23,3. Дом-музей В.М. Васнецова
В.М. Васнецов. Хвойный лес. 1874. Этюд
Холст на картоне, масло. 48 × 32,2. Дом-музей В.М. Васнецова
В.М. Васнецов. Ромашки. 1916. Этюд
Фанера, масло, 19,5 × 8,2. Дом-музей В.М. Васнецова
В.М. Васнецов. Поляна. 1900-е. Этюд
Холст, масло, 32×26. Дом-музей В.М. Васнецова
В.М. Васнецов. Затишье. 1881
Холст, масло. 63,5 х 176. Третьяковская галерея

Дом-музей В.М. Васнецова, один из пяти малых музеев Третьяковской галереи, продолжает традицию проведения временных выставок, которые дополняют постоянную экспозицию и представляют результаты научных исследований сотрудников музея.

Эта камерная выставка стала первым обращением к пейзажу как самостоятельному жанру в творчестве Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), одного из самых знаменитых русских художников второй половины XIX — начала XX века.

В экспозиции представлены 29 этюдов из запасников Третьяковской галереи и собрания Дома-музея художника, написанных в окрестностях Москвы, Парижа, Вятки, Ахтырки, Абрамцева и Нового Рябова с 1874 по 1917 год. Из больших пейзажных работ представлена картина «Затишье» (1881, Третьяковская галерея). Основная часть этюдов из Дома-музея В.М. Васнецова экспонируется впервые. Выставка дополнена фотографиями из мемориального фонда художника.

Пейзаж в творчестве В.М. Васнецова обычно рассматривается в контексте картин на фольклорно-эпические сюжеты. Как самостоятельный жанр творческого наследия В.М. Васнецова пейзаж до сих пор не выделялся. Тем не менее, представленные на выставке этюды имеют самостоятельное художественное значение и свидетельствуют о тонком чувстве природы, свойственном мастеру.

Глубокое понимание природы воспитал в будущем художнике отец, сельский священник М.В. Васнецов. Уже в юные годы В.М. Васнецов отличался особой наблюдательностью и, по воспоминаниям его младшего брата Ап.М. Васнецова, много рисовал «по впечатлению». Из ранних работ на выставке представлены этюды «Вятские места» (1870-е) и «Хвойный лес» (1874; оба — Дом-музей В.М. Васнецова).

В природе, как и в фольклорно-эпической поэзии, художник прежде всего искал выражение настроения национальной красоты. Особая роль в картинах Васнецова на сказочно-былинную тему принадлежит пейзажам окрестностей Ахтырки и Абрамцева. В 1880–1881 годах художник выполнил здесь серию этюдов для своих самых известных картин «Аленушка» (1881) и «Богатыри» (1898; обе—Третьяковская галерея), среди них — экспонируемые на выставке два этюда «Пруд в Ахтырке» (оба — 1880; Третьяковская галерея и Дом-музей В.М. Васнецова), «Аленушка» (1880, Третьяковская галерея), «В окрестностях Абрамцева» (1890-е, Дом-музей В.М. Васнецова). Там же, на берегах реки Вори, была написана и картина «Затишье», на которой художник изобразил тихую, почти замершую в своем движении реку, обрамленную отлогими берегами, над которыми возвышаются вековые деревья.

Наименее известная широкому кругу зрителей часть выставки — пейзажи Нового Рябова. Так в память о родине художник назвал приобретенное в 1901 году в Дмитровском уезде, в двадцати верстах от Абрамцева, имение Ваньково. Это был дом с липовым парком и старым, заросшим кувшинками прудом, на котором стояла водяная мельница. Значительных произведений здесь художник не создал, а больше, по воспоминаниям детей, наслаждался природой. Сохранилась целая серия этюдов Нового Рябова, в которых от эпических мотивов и изображения русских просторов художник все чаще переходил к выбору небольших, на первый взгляд простых и скромных, но глубоко поэтичных мотивов: одиноко стоящего дерева, неброских цветов ромашки или ярко-розовых свечек иван-чая. Этюды выполнены на кусочках грунтованного холста, не натянутого на подрамник, или на небольших фанерных дощечках: «Облака» (1916), «Ромашки» (1916), «Аллея. Стволы лип» (1916), «Ели» (1916), «Дерево» (1917; все — Дом-музей В.М. Васнецова). Теплую ноту вносит в этюды присутствие в них близких Виктору Михайловичу людей: «Т.В. Васнецова на этюдах» (вторая половина 1900-х), «Мария Кускова на террасе дома в Новом Рябове» (около 1907), «М.И. Рязанцева на скамейке в аллее парка. Новое Рябово» (не ранее 1902 — начало 1910-х; все — Дом-музей В. М. Васнецова).

Тема пейзажа была крайне важной для В.М. Васнецова. На последней персональной прижизненной выставке художника 1912 года, прошедшей в Историческом музее в Москве, в особый раздел были вынесены пейзажные работы, объединенные тематически по месту создания. Данная выставка в доме-музее В.М. Васнецова — первая, посвященная исключительно этой теме, — организована по схожему принципу. Эта экспозиция особенно уместна в Доме-музее, окруженном садом: художник неоднократно писал здесь этюды.

К выставке подготовлено специальное иллюстрированное издание. В альбоме представлены пейзажные работы, которые охватывают полувековой период творчества художника. Многие из них впервые опубликованы в этом издании.

В следующем году запланировано проведение камерных выставок, посвященных 170-летию со дня рождения В.М. Васнецова и 65-летию со дня основания дома-музея.

Поддержка проекта


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×