Выставка

Николай Никогосян. Уходящая классика. 100-летию мастера посвящается​

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 80–82
02 марта 22 апреля
Композиция «Мим на голубом фоне». 1991
Галерея Нико
Католикос всех армян Вазген Первый. 1950-е (отливка 2015 г.)
Галерея Нико
М.М. Плисецкая (полуфигура). 1956
Галерея Нико
Автопортрет в красной куртке. 2012
Галерея Нико
Автопортрет. За работой над скульптурным портретом А. Исаакяна. Конец 1990-х – начало 2000-х (?)
Галерея Нико
Армянский философ V века Хоренаци. 1967
Третьяковская галерея
Портрет Луи Арагона. 1953
Третьяковская галерея
Сурия у окна. 1969
Галерея Нико

Государственная Третьяковская галерея представляет персональную выставку Николая Багратовича Никогосяна. Разносторонний показ его произведений представляет мастера в качестве не только скульптора, но и живописца, мало известного широкой публике. 

На выставке демонстрируется 137 произведений, среди которых 12 скульптурных работ из собрания Третьяковской галереи, а также 68 живописных полотен, 8 графических листов и 49 скульптурных работ из Галереи Нико.

Народный художник, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Российской академии художеств, Н.Б.Никогосян реализовал множество проектов как в монументальной скульптуре, так и в живописи. Основам ваяния Н.Б.Никогосян учился у выдающегося педагога А.Т.Матвеева, также на него оказал влияние крупнейший скульптор ХХ века С.Т.Конёнков, с которым он был знаком. 

Творчество Н.Б.Никогосяна принадлежит двум культурам — армянской и русской. Мастер долгие годы живет и работает в Москве, сохраняя постоянную связь с Арменией. Он органично соединяет в своем творчестве традиции классического европейского и древнего армянского искусства. Созданные им памятники, портреты, композиции стали классикой искусства ХХ века. 

Наиболее известные работы Никогосяна — монументальные скульптурные образы, включенные в архитектурный ансамбль на фасаде высотного здания на Кудринской площади в Москве (1948–1954); скульптурное оформление Дворца науки и культуры в Варшаве (1952–1955); мемориальный памятник погибшим воинам в родном селе Налбандян (1978); выразительные памятники М.Налбандяну (1965), Е.Чаренцу (1985) в Ереване и А.Исаакяну в Гюмри (1975). 

Художник свободно владеет техникой работы с различными материалами, и в первую очередь с камнем. Бережное отношение к твердому материалу (граниту, базальту) и высокое мастерство его обработки позволили скульптору создать в камне выразительные портретные образы представителей армянской науки и культуры. 

Наиболее ярко творческая индивидуальность скульптора проявилась в портретном жанре. За семь десятилетий художник создал уникальную портретную галерею современников, от знаменитых ученых и людей искусства до простых тружеников. 
На протяжении всей творческой жизни Н.Б.Никогосян постоянно пишет автопортреты — это монолог художника, особая сфера постижения собственного внутреннего мира. На выставке впервые представлены графические автопортреты мастера последних лет. 

Особая страсть мастера — живопись, которой он занимается, начиная с 1970-х годов. Основная тема его насыщенных по цвету полотен и экспрессивных графических листов — портрет современника. Импульсивные, выразительные произведения Н.Б. Никогосяна несут на себе печать личности своего создателя — в них проявляется страстность ищущего и не боящегося экспериментов художника.


Партнеры

Материалы к выставке:
Николай Никогосян. Уходящая классика: 100-летию мастера посвящается

Каталог персональной выставки в Государственной Третьяковской галерее профессора, академика, лауреата Государственной премии, народного художника СССР, скульптора Николая Багратовича Никогосяна


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×