Приглашаем в Музей-квартиру А.М. Васнецова на творческую встречу «Город-PRоспекты памяти» из цикла «Город» Подробнее
16 ноября 2017 14 января 2018
Мартирос Сергеевич Сарьян. Улица. Полдень. Константинополь. 1910
Картон, темпера. Третьяковская галерея
Мартирос Сергеевич Сарьян. Финиковая пальма. Египет. 1911
Картон, темпера. Третьяковская галерея
Мартирос Сергеевич Сарьян. Глицинии. 1910
Картон, темпера. Третьяковская галерея
Мартирос Сергеевич Сарьян. Зелёный кувшин и букет. 1910
Картон, темпера. Третьяковская галерея
Мартирос Сергеевич Сарьян. Виноград. 1911
Картон, темпера. Третьяковская галерея
Мартирос Сергеевич Сарьян. Автопортрет. 1909
Картон, темпера. Третьяковская галерея
Мартирос Сергеевич Сарьян. Голова девушки. 1912
Картон, темпера. Третьяковская галерея
Мартирос Сергеевич Сарьян. У гранатового дерева. 1907
Картон, темпера. Третьяковская галерея
Мартирос Сергеевич Сарьян. Цветы Самбека. 1914
Холст, темпера. Третьяковская галерея
Мартирос Сергеевич Сарьян. Улица в Каире. 1911
Картон, темпера. Третьяковская галерея

Выставка Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880–1972) приурочена к Дням культуры Армении в России и открывает официальную программу праздничных мероприятий.

Имя Сарьяна, блистательного живописца, теоретика искусства и общественного деятеля, принадлежит русской культуре и одновременно является символом искусства Армении. Для настоящей выставки из коллекции Третьяковской галереи отобраны 13 картин, представляющих наивысшие творческие завоевания художника в дореволюционный период. Музейные собрания Армении предоставили 16 произведений, отличающихся редким живописным качеством.

На выставке экспонируются картины, относящиеся преимущественно к периоду 1910-х годов, времени обретения художником профессионального мастерства, когда к Сарьяну пришли признание и успех. Представлены эталонные работы, созданные во время путешествий по странам Ближнего Востока — Турции, Египту и Персии — и по мотивам воспоминаний о них. Среди экспонируемых произведений знаменитые «Улица. Полдень. Константинополь» (1910), «Константинополь. Собаки» (1910), «Финиковая пальма. Египет» (1911, все — Третьяковская галерея).

Мартирос Сарьян родился в городке Новый Нахичевань близ Ростова-на-Дону, где основную часть населения составляли армяне, переселившиеся в приазовские степи из Крыма в конце XVIII века. В 15 лет Сарьян окончил общеобразовательное городское училище. Всерьез увлекшись рисованием, он осенью 1897 года поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

Время учебы Сарьяна пришлось на интереснейший период в истории Училища. Среди преподавателей были А.Е. Архипов, А.М. Васнецов, Н.А. Касаткин, К.А. Коровин, И.И. Левитан, Л.О. Пастернак, В.А. Серов. Учащиеся проводили целые дни в Румянцевском музее и Третьяковской галерее. Значительное влияние на формирование их мировоззрения оказало знакомство с новейшей французской живописью в знаменитых коллекциях С.И. Щукина и И.А. Морозова.

В 1903 году Сарьян был награжден двумя малыми серебряными медалями и получил звание неклассного (свободного) художника, однако еще продолжал совершенствоваться в мастерской В.А. Серова и К.А. Коровина, усваивая уроки импрессионизма.

В Училище Сарьян сблизился с однокурсниками П.В. Кузнецовым, П.С. Уткиным и другими молодыми символистами. В 1900-е годы вместе с ними активно участвовал в выставках — «Алая роза»(1904), «Голубая роза» (1907), «Венок» (1908), «Золотое руно» (1908–1910). . Ему, как и его соратникам, были близки фантастические образы сказок, дающие возможность свободного обращения с формой и цветом. Художник выработал свою, глубоко индивидуальную живописную манеру.

Сарьян всегда тяготел к национальным истокам. В двадцатилетнем возрасте он впервые отправился в Армению. Характерные пейзажи и колорит быта народа этой страны дали сильнейший импульс его творческим поискам.

С 1910 по 1913 годы Сарьян совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В Константинополе художник был впечатлен старыми азиатскими кварталами. Вернувшись в Москву, он создал ряд небольших картин, на которых представил улицы восточного города, где мирно сосуществуют люди и животные. В них нет развитого повествовательного сюжета — это не жанровые картины в их обычном понимании. Значение их прежде всего в новизне, яркости восприятия реального мира. Безусловный шедевр среди этих картин — «Улица. Полдень. Константинополь», образ которой строится на контрасте ой нескольких интенсивных цветов: яркая синева неба, тёмно-синяя тень на фасадах домов и тротуарах придает особенную звучность желто-оранжевой полосе узкой улицы, освещенной южным солнцем, и таким же бликам на выступающих карнизах крыш.

Участие в выставках крупнейших объединений — «Московское товарищество художников», «Мир искусства», «Союз русских художников» — принесло Сарьяну славу и успех. Картины художника покупали знаменитые коллекционеры И.А. Морозов, И.С. Остроухов, М.П. Рябушинский. В 1911–1913 годах Советом Третьяковской галереи были приобретены его картины: «Зеленый кувшин» (1910), «Виноград» (1911), «Кувшины и фрукты» (1912) и другие, в том числе «Глицинии» (1910) по рекомендации Серова. Уже после смерти Сарьяна в Галерею стараниями коллекционера и исследователя И.С. Зильберштейна поступила работа «Газели» (1926), экспонировавшаяся на первой персональной зарубежной выставке мастера в Париже в 1928 году. Это этапное для творчества Сарьяна произведение, по его собственному признанию, синтезировало задачи, которые он ставил перед собой: представить «природу как единое живое существо».

Благополучная жизнь Сарьяна прервалась в 1915 году: Узнав о трагедии армянского народа, он отправился из Москвы в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам. Там художник заболел. Друзья увезли его в Тифлис, где он принял участие в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников», оформил изданную В.Я. Брюсовым «Антологию армянской поэзии», но надолго отошел от занятий живописью.

После Октябрьской революции Сарьян приехал с семьей в Россию. В 1918–1919 годах он жил в Новой Нахичевани,  стал инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. В 1921 году по приглашению А.Ф. Мясникяна, председателя Совета народных комиссаров Армении, Сарьян переехал в Армению. С этих пор ее природа и люди стали главной темой творчества художника.

На выставке представлены 29 произведений живописи из собраний Государственной Третьяковской галереи, Национальной галереи Армении, Дома-музея Мартироса Сарьяна в Ереване.

К выставке издан иллюстрированный альбом-каталог.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×