Выставки

Картины русской истории


Третьяковская галерея
23 февраля — 22 июля


Выставка «Картины русской истории» продолжает программу «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Она предваряет экспозицию произведений В.И.Сурикова и знакомит зрителей с творчеством его современников – исторических живописцев второй половины XIX – начала XX века В.С.Смирнова, Г.С.Седова, К.Е.Маковского, К.В.Лебедева, А.Д.Литовченко, С.В.Иванова, А.П.Рябушкина. Ряд скульптурных произведений М.М.Антокольского, М.О.Микешина, С.О.Целинского дополняют выставку.



Темы и сюжеты включенных в экспозицию произведений заимствованы преимущественно из истории допетровской Руси XVI–XVII веков. Средневековая Русь, некогда процветавшая и исчезнувшая цивилизация, со своей правдой и истинно национальной красотой, превратилась в своего рода миф, который разделяли художники, представленные на выставке. В прошлом они видели моральный и эстетический идеал для настоящего. 

Художники стремились найти исторических персонажей, воплощающих сущностные черты национального характера. Так, в картине К.В.Лебедева «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» (1889), вдохновленной полотном «Боярыня Морозова» В.И.Сурикова, весь замысел держится на образе главной героини. Это масштабное полотно было представлено публике на 19-й выставке передвижников. После завершения сложного комплекса реставрационных работ, осуществленных при поддержке группы компаний SNS, произведение впервые экспонируется в Третьяковской галерее. 

Историческая живопись конца XIX – начала ХХ века фокусировалась не на драматизме сюжета «из истории», а на красоте предметов обихода и архитектуры прошлого – сохранившихся живых свидетелей былых времен. Этот новый взгляд требовал новой стилистики, поиски которой отразились в творчестве А.П.Рябушкина и С.В.Иванова. Художники задали вектор дальнейшего развития исторического жанра в сторону усиления обобщенно-поэтического и декоративного начал. 

Первые шаги в этом направлении были сделаны Рябушкиным в картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893). Вслед за своими предшественниками – историческими живописцами-академистами Рябушкин и Иванов сфокусировали внимание на XVII столетии. Они старались передать обаяние той эпохи, прибегая к методу стилизации деталей ушедшего быта. Вместе с тем широкая, свободная манера письма, использование композиций, построенных по принципу случайного кадра, активное введение в картину пейзажа с учетом пленэрных эффектов создавали ощущение «реальности» происходящего.


 Спонсор выставки

SNS Group of companies