Приглашаем в Музей-квартиру А.М. Васнецова на творческую встречу «Город-PRоспекты памяти» из цикла «Город» Подробнее
Выставка

Гений века

29 апреля 27 сентября
К.С. Петров-Водкин. У фонтана. 1906
Холст, масло. 66,5 х 105,5. Третьяковская галерея
М.А.Врубель. Царевна-Лебедь. 1900
Холст, масло. 142,5 х 93,5. Третьяковская галерея
Н.С. Гончарова. Еврейские женщины (Еврейская лавочка). 1912
Холст, масло. 159 х 136. Третьяковская галерея
М.Ф. Ларионов. Провинциальный франт. Около 1909
Увеличенное повторение фрагмента картины «Прогулка в провинциальном городе» (1907, Третьяковская галерея). Холст, масло. 100 х 89. Третьяковская галерея
Р.Р. Фальк. Солнце. Крым — «Козы». 1916
Холст, масло. 83 х 105. Третьяковская галерея

Шедевры из собрания Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан

Государственная Третьяковская галерея в сотрудничестве с Республикой Татарстан и в партнерстве с Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Казанский Кремль», а также с Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан представляют выставку «Гений века…» — первый проект долгосрочной программы, в рамках которой пройдут крупные выставочные проекты в Казани и в Москве. 

Выставка посвящена одной из самых блистательных эпох русского искусства — первым десятилетиям ХХ века. Представленная экспозиция — это рассказ о поиске красоты в пространстве искусства, о формировании эстетических идеалов эпохи, о рождении столетия, бунтарского и многоликого.

Реалистическая традиция многим казалась исчерпанной, и художники искали новые пути. Русское искусство достигло невиданного разнообразия стилей, поиски обновления пластического языка стали главным признаком времени. Находясь между Западом и Востоком, художники стремились выявить национальную самобытность. Процесс самоидентификации стал одним из катализаторов возникновения множества художественных течений и сложения отдельных групп. Вопрос о своеобразии русского искусства в многообразии его стилевых проявлений — один из ключевых на представленной выставке. 

Экспозиция включает произведения самых значительных художников и скульпторов того времени. Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Константин Коровин, Пётр Кончаловский, Михаил Ларионов, Кузьма Петров-Водкин, Николай Рерих создали новые стилистические тенденции и направления, во многом определявшие образ эпохи. 

Встреча произведений из двух выдающихся музейных собраний России дает возможность работам, задуманным как парные, вновь встретиться в едином выставочном пространстве. Так, например, впервые за многие годы окажутся рядом «Провинциальная франтиха» (ГМИИ РТ, 1909) и «Провинциальный франт» (ГТГ, 1909) Михаила Ларионова. Также объединятся «Шабат» (ГМИИ РТ, 1911) и «Еврейская лавочка» (ГТГ, 1912) Наталии Гончаровой, представляющие одну серию. Выставка выводит на поверхность шедевры казанской и московской коллекций. Ряд из них часто экспонируется, а какие-то оказались незаслуженно забыты. Особенно ценно, что многие картины, предоставленные Третьяковской галереей, являются неотъемлемой частью постоянной экспозиции музея и редко покидают его стены, как, например, «Царевна-Лебедь» (1900) Врубеля — жемчужина выставки и ее эмблема.

Экспозиция демонстрирует, насколько широк был диапазон творческих поисков художников, работавших в рамках фигуративного искусства. Разделы выставки — «Символизм», «Русский импрессионизм», «Московский сезаннизм» и «Бубновый валет», «Неопримитивизм», «После революции. Мастера и новое время», «Скульптура» — посвящены либо одному из направлений в искусстве, либо определенному кругу художников, близких по духу и, как правило, имевших общие эстетические взгляды. 

Выставка открывается масштабным декоративным панно «Полет Фауста и Мефистофеля» (1896, 133 × 424, ГМИИ РТ) Михаила Врубеля, который признан предтечей живописи ХХ века и родоначальником русского символизма. Его творчество предвосхитило мистические настроения, которыми проникнуты многие произведения художников «Голубой розы». Радость бытия, очарование сиюминутности воспевали «русские импрессионисты» и прежде всего Константин Коровин. Схожий темперамент в работе с красочной фактурой проявляли художники раннего авангарда, которые объединились в группы «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Однако они придерживались более смелых взглядов на задачи искусства. Последний, постреволюционный раздел дает возможность увидеть, как протекала эволюция направлений, сформировавшихся в начале века, в принципиально ином, до-соцреалистическом контексте 1920-х годов. Завершается выставка 1932 годом, когда постановлением ЦК ВКП(б) были запрещены творческие объединения и создан единый Союз художников.

В составе экспозиции — 53 живописных и 8 скульптурных работ из коллекции Третьяковской галереи и 20 живописных произведений из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.

Выставку сопровождает образовательная программа, разработанная совместно с ведущими научными сотрудниками и детскими педагогами Третьяковской галереи. Специально к выставке подготовлено иллюстрированное издание-каталог.

Следующие проекты в рамках сотрудничества Третьяковской галереи и Татарстана — выставка искусствоведа и философа Булата Галеева (1940–2009), физика по образованию, «пионера светомузыки» и искусства новых технологий, а также выставка произведений из ключевого раздела собрания Третьяковской галереи – второй половины XIX века, на которой будут представлены полотна, лично приобретеные Павлом Михайловичем Третьяковым. В 2018 году в залах Третьяковской галереи пройдет выставка «Сказание о граде Свияжске», где будут экспонироваться уникальные иконостасы из двух церквей Свияжска, расположенного неподалеку от Казани, которые ныне находятся в коллекции ГМИИ Татарстана.

Место проведения: Казань, пр. Шейнкмана, 12, Центр «Эрмитаж-Казань»


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×