Выставка

Художник Никич. Мир внутри и жизнь снаружи

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 3-й этаж
14 марта 13 мая
Изразцы и рисунки. 1979
Государственная Третьяковская галерея
Кованая медь. 1967
Государственная Третьяковская галерея
Натюрморт с рисунком двух фигур. 1978
Государственная Третьяковская галерея
Натюрморт. 1950-е гг.
Государственная Третьяковская галерея
Помона. 1979
Государственная Третьяковская галерея

Выставка посвящена жизни и творчеству Анатолия Юрьевича Никича (1918–1994) и открывается в год столетия со дня его рождения. Живописец, мало известный широкой публике, еще при жизни был признан профессиональной критикой «современным классиком».

Никич учился в Московском художественном институте  им. В.И. Сурикова у Бориса Иогансона и Александра Осмёркина. Сегодня работы художника входят в собрания многих российских и зарубежных музеев.

Стиль Никича, начавший определяться в условиях художественной идеологии сталинского образца, оформился лишь к 1960-м годам. Только тогда автор смог пережить и переработать опыт и травмы периода своего взросления: расстрел отца, Юрия Николаевича Никича-Криличевского в 1937 году, арест матери, Евгении Павловны Криличевской, эвакуацию в Сибирь и Среднюю Азию, участие во Второй мировой войне. Ученик соцреалиста Б.В. Иогансона и бубнововалетовца А.А. Осмёркина, Никич в 1960-е годы стал известен как автор «больших картин» на военные сюжеты («Военные корреспонденты», 1965; «Кованая медь», 1967, обе — ГТГ) и был признан одной из самых ярких фигур «сурового стиля». Его знаменитое полотно «Военные корреспонденты», изображающее двух фотографов, фиксирующих ужасы Великой Отечественной войны, отчасти биографично. Несмотря на то что это программное произведение в творчестве художника является одной из знаковых картин эпохи шестидесятников, Анатолия Никича сложно назвать типичным представителем «сурового стиля».

Никич — изобретатель и создатель особой модели мира, автор концепции «Мир в мастерской художника», согласно которой вся жизнь, весь смысл бытия сосредоточены внутри мастерской. «В мастерской» — так называется и основной цикл произведений Никича. Это большие и малые натюрморты, в пространство которых автор «втягивает весь остальной мир», — репродукции любимых картин и собственную графику, цветы и ткани, чашки и рабочие инструменты, подрамники, иконы, драпировки. Натюрморт позволял Никичу отказаться от актуальных тем и поделиться чем-то личным. В этом же жанре художник смог сосредоточиться на экспериментах и сформировать собственный стиль, развивавшийся в стороне от основных магистралей советского искусства.

Задача выставки-исследования — представить творчество А.Ю. Никича не линейно, а многофокусно с привлечением разнообразных медиа, выработать новый, более сложный и комплексный взгляд на место художника в отечественном искусстве 1950–1990-х годов. Тематически разные экспонаты, предметы и документы распределены на выставке по четырем разделам. В разделе «Смыслы движения, покоя и сопротивления» представлены главные работы мастера, отражающие важнейшие темы и идеи его творчества. В разделе «Контексты» объединены работы, раскрывающие связи между обстоятельствами жизни Анатолия Никича и изменениями его художественного языка, общественно-политических и культурных реалий времени. Значительная часть выставки посвящена личности художника. В документальных разделах «Ценности и люди» и «В мастерской» представлены не публиковавшиеся ранее фотографии, видео, аудио и текстовые документы, рассказывающие о ярких моментах биографии А.Ю. Никича, о круге его друзей, атмосфере времени, на которое пришлись жизнь и творчество художника.

Выставку сопровождает образовательная программа, состоящая из лекций, дискуссий и встреч с куратором.

Экспонируемые работы: 75 живописных произведений, 37 графических листов, объекты из дерева, фотографии, архивные материалы, мультимедийная инсталляция «АЮ».

Участники: Государственная Третьяковская галерея, Конфедерация Союзов художников, Союз художников России (председатель правления Андрей Ковальчук), собрание семьи художника, частные собрания.

По средам, субботам и воскресеньям вход на выставку для посетителей без экскурсии бесплатный.



Образовательная программа к выставке


Рисуем друг друга карандашом c Дюдей Сарабьяновым
Открытый сеанс взаимного рисования

Повороты судьбы — повороты темы
Встречи с куратором выставки Георгием Никичем

Художник и контекст — филологические, социологические, медийные, исторические аспекты
Цикл-лекций-мастерских 

1920‒1980-е. Между чёрным и белым. Художник на фоне исторических кинодокументов
Кинопрограмма к выставке

Материалы к выставке:

Программа к выставке

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×