Приглашаем в Музей-квартиру А.М. Васнецова на творческую встречу «Город-PRоспекты памяти» из цикла «Город» Подробнее
История

Собрание живописи первой половины XIX века
1931

В Государственной Третьяковской галерее хранится свыше 400 произведений художников XVIII столетия. Основатель галереи П.М.Третьяков – один из первых московских коллекционеров, обратившихся к творчеству старых мастеров.


До 1861 года им был приобретен портрет неизвестной в желтой шали кисти В.Л.Боровиковского. К концу жизни П.М.Третьяков владел одиннадцатью работами этого крупнейшего мастера, в числе которых прославленный шедевр – «Портрет М.И.Лопухиной». Из произведений Д.Г.Левицкого П.М.Третьякову удалось купить только три портрета. В последние годы собирательства Третьякову посчастливилось приобрести великолепный этюд «Обнаженный натурщик» работы А.П.Лосенко. Всего основатель Галереи собрал тридцать шесть работ мастеров прошлого столетия. 

Боровиковский В.Л. Портрет М.И.Лопухиной. 1797.jpg

Боровиковский В.Л. Портрет М.И.Лопухиной. 1797

После смерти П.М.Третьякова его дело было продолжено Советом галереи. Большую роль в формировании коллекции старой живописи сыграл крупный художественный деятель рубежа XIX–XX веков С.П.Дягилев. Благодаря его содействию Галерея пополнилась одним из лучших произведений Д.Г.Левицкого – портретом итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуцци. В период деятельности Совета в Галерею поступил «Портрет В.И.Майкова» кисти Ф.С.Рокотова, были приобретены произведения В.Л.Боровиковского, среди которых «Портрет сестер княжон А.Г. и В.Г. Гагариных». Кроме того, в дар Галерее было передано полотно Ф.Я.Алексеева «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости». В новой экспозиции, созданной попечителем Галереи, художником и историком искусства И.Э.Грабарем, произведения Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского были собраны в одном зале, признанном современниками одним из самых красивых в музее. 

Первые послереволюционные годы стали «золотым веком» для формирования коллекции старой живописи. В 1918 году был создан Национальный музейный фонд, в который устремился огромный поток художественных сокровищ из дворцов, усадеб и частных собраний. Отсюда предметы искусства распределялись по музеям страны. В это время в собрание Галереи поступают произведения иностранных мастеров, работавших в России в XVIII веке: Г.Х.Гроота, А.Рослина, Л.Токе, а также несколько работ Ф.С.Рокотова и Д.Г.Левицкого.

Исключительное значение в комплектовании коллекции имело вхождение в собрание Третьяковской галереи  коллекций Московского Публичного и Румянцевского музеев, Цветковской галереи, Музея иконописи и живописи имени И.С.Остроухова, произошедшее в середине – второй половине 1920-х годов. Галерея пополнилась подлинными шедеврами – портретом канцлера Г.И.Головкина работы И.Н.Никитина, девятью произведениями Д.Г.Левицкого (в их числе – портреты М.А.Дьяковой и М.А.Львовой) и В.Л.Боровиковского. 

В результате контактов Третьяковской галереи с музеями Москвы и Ленинграда в собрание поступили «Портрет П.А.Демидова» кисти Д.Г.Левицкого, парадный портрет Петра III, созданный А.П.Антроповым, и парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны, написанный И.Я.Вишняковым,  а также полотно А.П.Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой».

Левицкий Д.Г. Портрет П.А.Демидова. 1773.jpg

Левицкий Д.Г. Портрет П.А.Демидова. 1773


К началу 1930-х годов комплектование коллекции живописи XVIII столетия в Галерее в основном завершилось. Отдельные произведения приобретались у частных лиц через Государственную закупочную комиссию. 

В 1960–1970-е годы в Галерею не поступило ни одного произведения XVIII века. В 1980-е положение постепенно меняется. На зарубежных аукционах и у частных лиц приобретаются произведения Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского. В 1990 году в дар от гражданина Израиля был получен «Портрет неизвестной с розой» Д.Г.Левицкого.  

Наиболее известная часть собрания живописи XVIII века в Третьяковской галерее – творения трех корифеев русского портрета – Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского. Коллекция произведений Ф.С.Рокотова – лучшая в России. Творчество петербургского художника Д.Г.Левицкого представлено в основном камерными портретами. Наследие В.Л.Боровиковского наиболее полно по количеству и составу: наряду с портретами в нем представлена религиозная живопись, ранее почти неизвестная зрителю.

Коллекция живописи первой половины XIX века в настоящий момент насчитывает более тысячи произведений. К моменту передачи галереи в дар городу Москве в 1892 году этот раздел живописи насчитывал свыше двухсот пятидесяти полотен. 

Самым значительным из ранних произведений, приобретенных П.М.Третьяковым, был «Портрет Микеланджело Ланчи» кисти К.П.Брюллова. В 1860-х годах в галерею попадают работы Сильв.Ф.Щедрина – «Большая гавань в Сорренто» (ныне «Большая гавань на острове Капри»), в 1870 – «Автопортрет» О.А.Кипренского. Уже в ранний период собирательства в коллекции Третьякова появились шедевры, и ныне украшающие залы экспозиции, среди них –  «Портрет Е.П.Ростопчиной», «Портрет Д.Н.Хвостовой» кисти О.А.Кипренского; «Портрет К.Г.Равича», «Портрет Булакова», созданные В.А.Тропининым; «Портрет Н.В.Кукольника», «Портрет А.Н.Струговщикова» работы К.П.Брюллова. В 1874 году И.Е.Репин передал П.М.Третьякову, что в Париже «у какой-то графини Самойловой продается несколько вещей К.П.Брюллова». Среди этих «вещей» была знаменитая «Всадница» – одно из лучших парадных произведений художника. 
Большой интерес проявлял П.М.Третьяков к жанровой живописи. Удачей стало приобретение работ А.Г.Венецианова, среди которых были такие значительные произведения, как картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка». 

Брюллов К.П.Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой - Джованнины и Амацилии) 1832.jpg

Брюллов К.П. Всадница. 1832

В 1870-е годы П.М.Третьяков глубоко заинтересовался наследием А.А.Иванова. Им были приобретены шестьдесят семь живописных работ великого художника. Приобретение этюдов продолжалось  в 1880-е годы и к 1892 году, когда собрание Третьякова было передано Москве, в коллекции насчитывалось 83 работы художника, в том числе шедевры коллекции – этюды «Аппиева дорога при закате солнца» и «Ветка».

В период управления Третьяковской галереей Советом попечителей пополнение фондов произведениями первой половины XIX века были не многочисленны, но значительны по своему художественному уровню. В это время были приобретены картины художников школы А.Г.Венецианова, ранее почти не представленные в собрании, и  картина П.А.Федотова «Разборчивая невеста». В 1916 году был куплен «Портрет А.С.Пушкина» работы О.А.Кипренского у внука поэта. 

Вследствие национализации частных коллекций в 1918 году Галерея стала обладательницей ряда ценнейших произведений. Собрание пополнилось такими произведениями, как «Портрет А.А.Челищева» кисти О.А.Кипренского, «Гитарист» работы В.А.Тропинина, «Оливы у кладбища в Альбано» и «Подножие Виковары. Камни на берегу реки», созданные А.А.Ивановым.

С 1925 года в Третьяковскую галерею начали поступать экспонаты из картинной галереи Московского Публичного и Румянцевского музеев. Благодаря этому оказалась окончательно укомплектованной уникальная по полноте и качеству коллекция произведений А.А.Иванова. Из Румянцевского музея были переданы картины «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» и «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» и, главное, – большое полотно «Явление Христа народу», для экспонирования которого в 1932 году в Галерее был выстроен специальный зал. Ныне собрание живописных работ А.А.Иванова насчитывает 330 произведений. Из Румянцевского музея поступили работы П.А.Федотова «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», а также  «Автопортрет» К.П.Брюллова. 

Иванов А.А. Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837–1857.jpg

Иванов А.А. Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837–1857


В начале 1930-х годов из Государственного Русского музея в Третьяковскую галерею было передано огромное незавершенное полотно К.П.Брюллова «Осада Пскова». Таким образом, к началу 1930-х годов собрание живописи первой половины XIX века сложилось окончательно. 

В 1960-е годы новых поступлений было немного, хотя и в это время в Галерею поступает ряд интересных произведений, например «Автопортрет» А.А.Иванова и «Портрет княгини А.А.Багратион» кисти К.П.Брюллова.

За последние годы в собрании Третьяковской галереи появилось несколько новых работ крупнейших художников первой половины XIX века. Так, в 2001 году по завещанию гражданина Великобритании В.Г.Проваторова коллекция обогатилась картиной А.Г.Венецианова «Сенокос». Сенсацией стала находка в одной из частных коллекций Португалии и приобретение на средства, выделенные президентом России, картины К.П.Брюллова «Вид порта Пику на острове Мадейра». Эти работы представлены ныне в залах нашего музея.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×