Приглашаем в Музей-квартиру А.М. Васнецова на творческую встречу «Город-PRоспекты памяти» из цикла «Город» Подробнее
История

Отечественная война. Третьяковская галерея в Москве и в Сибири
1941 - 1945

С первых недель Великой Отечественной войны в Государственной Третьяковской галерее была развернута колоссальная работа по эвакуации и демонтажу экспозиции. Впервые за историю музея в кратчайший срок все картины были сняты  со стен, вынуты из рам и освобождены от подрамников. Большие полотна накатывали на валы, заключали в металлическую оболочку, запаивали и упаковывали в ящики с хорошей изоляцией.  4 июля началась упаковка в ящики особо ценных произведений «первой категории».
В середине лета с Казанского вокзала  в Новосибирск отправился  эшелон не только с экспонатами Третьяковской галереи (первой очереди), но и Государственного музея нового западного искусства, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Музея восточных культур. Сопровождали груз сотрудники разных музеев. Отвечал за весь груз  директор Третьяковской галереи А.И.Замошкин.  В Новосибирске музейные фонды разместили в недостроенном здании Оперного театра, преобразовав их в филиал Государственной Третьяковской галереи. Директором назначили А.И.Замошкина. Началась ответственная хранительская работа:  круглосуточные дежурства в хранилищах, обходы, контрольные вскрытия  ящиков, обследования произведений. 
Распоряжение Совета по эвакуации о временном вывозе уникальных произведений искусств. 1941
Запасник живописи и скульптуры в здании закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах. 1932
Хранилище в Новосибирске. 1942

В конце июля – начале августа 1941 года усилились бомбардировки Москвы. В ночь с 11 на 12 августа две фугасные бомбы обрушились на здание Третьяковской галереи.  Рухнуло межэтажное перекрытие  верхнего  зала № 6 и нижнего № 49, в нескольких местах был разрушен стеклянный потолок. Вышли из строя отопительная и вентиляционная системы.  Несколько месяцев спустя в ночь с 12 на 13 ноября на территорию Галереи упала еще одна фугасная бомба. Был разрушен двухэтажный жилой дом  сотрудников, пострадал музейный гараж. Попадание бомб в Галерею ускорило отправку в тыл второй очереди художественных произведений. В середине августа огромная баржа с экспонатами отплыла от Речного вокзала  Москвы и почти сразу же попала в зону воздушного боя. Поврежденную крышу баржи починили только в Горьком  (ныне Нижний Новгород), где на борт была взята художественная коллекция Русского музея. Далее маршрут лежал вверх по Каме к месту назначения – городу Молотову (ныне Пермь), где в  картинной галерее предполагалось поместить эвакуированные произведения. Груз сопровождали старший научный сотрудник Третьяковской галереи М.М.Колпакчи и реставратор И.В.Овчинников. До конца эвакуации они самостоятельно несли ответственность за фонды музея,  считаясь хранителями филиала ГТГ,  большая часть экспонатов которой находилась в Новосибирске. 
Здание в Лаврушинском переулке опустело. В первые дни войны многие сотрудники Галереи ушли служить в армию или в народное ополчение. В связи с эвакуацией фондов, штат сотрудников значительно сократили; к зиме 1942 года числилось не более тридцати человек. В залах было холодно,   гулял ветер, в щели залетал снег. В таких условиях становилось крайне тяжело хранить экспонаты. В ноябре 1941 года состоялась третья очередь вывоза художественных произведений в Новосибирск. Сопровождала груз С.И.Битюцкая, вскоре назначенная главным хранителем филиала ГТГ.
Реставратор А.А.Александровский на выставке «Русская реалистическая выставка» в Новосибирске. 1942
Разрушения от попадания бомбы в здание галереи в ночь с 11 на 12 августа 1941

К  началу 1942 года в Оперном театре Новосибирска было сосредоточено огромное количество художественных и культурных ценностей.   Прибыли экспонаты из музеев Ленинграда,  Горького, Смоленска и других городов; переправлены эвакуированные в начале в Абакан, произведения из музеев Украины. Туда же поступила и страшно изуродованная, вывезенная в последнюю минуту из Севастополя,  знаменитая панорама Ф.А.Рубо, посвященная героической защите города от англо-французской интервенции во время Крымской войны (1853–1856).
В сентябре 1942 года состоялась четвертая, завершающая очередь эвакуации художественных произведений  Третьяковской галереи из Москвы. 
 В Москве небольшой  коллектив сотрудников Третьяковской галереи во главе с заместителем директора С.И.Прониным и главным хранителем Е.В.Сильверсван  продолжал хранить несколько тысяч  экспонатов на протяжении 1941–1943 годов, а также художественные  рамы и подрамники от вывезенных  картин. Уже к концу тяжелого 1941 года началась подготовка выставки «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны»; она проходила летом в залах Государственного музея изобразительного искусства им. А.С.Пушкина.  

В 1942 году началось восстановление здания Галереи. В отремонтированных залах открыли первую всесоюзную выставку «Великая Отечественная война».  В том же году отметили большую дату в жизни Галереи – 50-летие со дня передачи  П.М.Третьяковым своей коллекции городу Москве. В течение 1942–1944 годов продолжали ремонт Галереи. За это время в ее залах было устроено девять выставок. Самой значительной явилась всесоюзная  выставка «Героический фронт и тыл».   Летом 1944 года торжественно отметили столетие со дня рождения И.Е.Репина. 

Выставочная деятельность филиала ГТГ в Новосибирске имела свои особенности. За неимением достаточного места приходилось устраивать выставки в разных помещениях. Наиболее значительная выставка    «Лучшие произведения советского изобразительного искусства» открылась в мае 1942 года в зале заседаний Новосибирского горсовета. Осенью открыли выставку «Русское реалистическое искусство ХVIII–ХХ веков»; впервые на сибирской земле были показаны художественные произведения из основного собрания Третьяковской галереи.   В общей сложности с конца 1941 года по осень 1944 одним только филиалом Третьяковской галереи было организовано около 20 выставок. В течение всех четырех военных лет сотрудники Третьяковской галереи читали лекции в агитпунктах, на вокзалах, в воинских частях, госпиталях, школах в Москве, Новосибирске, Томске, Соликамске, Красноярске, Молотове (ныне Пермь). 
Не прекращалась научно-исследовательская деятельность. Многие сотрудники защитили кандидатские диссертации, хотя ежедневная работа требовала огромного напряжения. 
Возвращение художественных произведений в Москву. Перед центральным входом в галерею. Ноябрь 1944
Распаковка картины А.А.Иванова «Явление Христа народу» после эвакуации. Москва. 1944
Повеска картины И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1945

 Война уходила на запад. С 1943 года вывезенные коллекции готовили к возвращению в Москву. 9 октября 1944 года вышел приказ о реэвакуации. Уникальные грузы из Новосибирска и Молотова вернулись в Лаврушинский переулок.  Благодаря усилиям сотрудников Галереи сокровища русского искусства были сохранены. Комиссия в составе представителей Комитета по искусству, ведущих реставраторов и искусствоведов пришла к выводу, что все экспонаты находятся в отличном состоянии.  Спустя неделю после окончания Великой Отечественной войны 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галереи была вновь открыта. С раннего  утра огромная толпа заполонила Лаврушинский переулок.   На торжество были приглашены  военные, дипломаты,  ведущие ученые, писатели, артисты и художники. Радость и гордость переполняла сердца участников этого события. После возвращения из эвакуации Государственная Третьяковская галерея оказалась первой среди центральных музеев, распахнувшей свои двери перед благодарной публикой.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×